Андрагогика: как обучать взрослых

Олеся Молчан

310 просмотров

8 мин.

В школе образование занимает центральное место в жизни человека, ведь оно определяет наше будущее. Однако после окончания школы ситуация меняется: взрослые сталкиваются с множеством обязанностей, таких как работа, семья и дети, что затрудняет процесс обучения. В результате мотивация снижается.

Для адаптации образовательных программ к особенностям взрослых при их разработке применяют принципы андрагогики. Этот подход основан на идее, что процесс обучения должен строиться на основе опыта взрослых, поскольку у них больше жизненного опыта, который может служить фундаментом для освоения новых знаний.


В чем отличие от педагогики

Каждый из нас знаком с педагогикой, но андрагогика известна не всем. Обе науки связаны с процессом обучения, однако педагогика фокусируется на детях, а андрагогика — на обучении взрослых.

Андрагогика возникла, когда на волне глобализации 1980 года прогрессировали технологии в транспорте и коммуникациях. Компании начали менять способы производства и автоматизировать процессы. В этот период работники впервые столкнулись с необходимостью адаптировать свои навыки, и многим пришлось сменить профессию. Это потребовало переподготовки: навыки должны были приобретаться быстро и эффективно на основе практического опыта, а не теоретических знаний.

Тогда Малкольм Ноулз, американский педагог, опубликовал фундаментальный труд «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики», где были представлены основные принципы андрагогики.


6 принципов андрагогики

Учёный исследовал проблемы образования взрослых и определил шесть ключевых принципов:




  1. Осознание необходимости знаний
    Для взрослых важно ясно осознавать цель и значение получаемого ими образования.

  2. Готовность к получению знаний
    Взрослый готов изучать только то, что ему действительно понадобиться.

  3. Мотивация слушателей
    Внутренняя мотивация — удовлетворение от обучения и саморазвития — более значима при обучении взрослых, чем внешняя (например, повышение на работе или заработной платы).

  4. Самосознание
    Если в школе ученики часто выступают как пассивные получатели зна¬ний, взрослым же необходимо выступать активными участниками процесса. Подчиненная роль зависимого субъекта уже некомфортна для взрослых слушателей.

  5. Отношение к учебе и фокус на учебной деятельности
    Учебная деятельность должна фокусироваться на прикладных задачах, а не на теории, оторванной от жизни.

  6. Предыдущий опыт
    С основой на предыдущий опыт слушателей, можно быстрее и лучше донести необходимую информацию.

Главное — получение в процессе обучения реального практического опыта и ответ на вопрос взрослого слушателя «Зачем мне эти знания и как я смогу их применить?».


Практическое применение андрагогики в Академии ТеДо

В Академии ТеДо мы специализируемся на обучении взрослых и делаем акцент на индивидуальном подходе к каждому ученику, принимая во внимание его опыт, цели и предпочтения. Мы стремимся создать уютную и дружелюбную атмосферу, чтобы обучение было максимально эффективным и результативным.


Вот несколько примеров, как мы реализуем принципы андрагогики:

Формирование практической ценности курса. При разработке обучения формируется перечень конкретных вопросов, которые будут обсуждаться с экспертом, и круг проблем, которые затронет курс. Таким образом, студентам проще выбрать обучение, соответствующее их индивидуальным и профессиональным потребностям, среди множества предложений на рынке образовательных услуг.

Учёт опыта и ошибок. Мы предоставляем возможность взрослым ученикам делиться своим жизненным опытом и ошибками на занятиях. Примеры студентов часто служат основой для глубокого погружения в конкретные темы, рассмотрение отдельных актуальных примеров и кейсов.

Ориентация на практические задачи. Наши ученики заинтересованы в изучении предметов, которые имеют непосредственное отношение к их работе или личной жизни. Поэтому мы предлагаем разнообразные программы обучения: краткосрочные семинары по узким темам для решения конкретных проблем и развития навыков, а также профессиональные квалификации для погружения в профессию.

Мотивация к обучению. Взрослые ученики мотивированы, так как видят связь между своими знаниями и решением реальных проблем. Темы наших курсов имеют практическое применение, а преподаватели-практики открыты для обсуждения кейсов студентов на занятиях или в личных и общих чатах групп.

10 июля