Центры ответственности в компании: зачем они нужны и как работают

Андрей Ивановский

770 просмотров

7 мин.

В процессе планирования руководство компании установило стратегические цели и теперь перед ними стоит задача определить способы их достижения. Они начинают с составления финансового плана, и один из инструментов, который используют руководители для решения задачи — бюджетирование.

Бюджет компании — это основной финансовый план компании для реализации стратегии развития компании. Другими словами, это план расходов и доходов с конкретными денежными показателями, которые должны быть достигнуты до конца определённого времени. Менеджмент также будет использовать результаты бюджетирования в процессе постановки целей и мотивации сотрудников, ответственных за их достижение.

Чтобы понимать , как распределяется ответственность за конкретные результаты между разными сотрудниками или отделами, руководство определяет центры ответственности. Руководители этих центров будут контролировать доходы и расходы по своим отделам и отвечать за исполнение своих операционных бюджетов.

Центр ответственности (или центр финансовой ответственности, ЦО, ЦФО) — это подразделение компании, для которого на основе бюджета установлены целевые финансовые показатели. За достижение этих показателей отвечает руководитель центра ответственности. Деятельность руководителя оценивается в том числе исходя из того, насколько достигнутый его ЦО результат соответствует тому, что было запланировано в бюджете.

Чаще всего ЦО — это отдел или более крупное подразделение компании. Но центром ответственности может быть и отдельное юридическое лицо (например, одна из дочерних компаний холдинга). А может быть и конкретный сотрудник компании, если он в одиночку отвечает за достижение какого-либо бюджетного показателя.

Для чего компании центры ответственности?

Для того, чтобы компания могла достигать поставленных целей. Каждый ЦО стремится обеспечить выполнение своих бюджетных показателей (KPI), и этим вносит свой вклад в достижение целей «верхнего уровня» — т. е. тех, которые стоят перед компанией в целом.

Когда в компании выделяются ЦО, это позволяет назначить ответственных за выполнение соответствующих финансовых показателей. Это облегчает управление компанией и контроль достижения целей, а также помогает выстроить четкую финансовую дисциплину. Разумеется, у руководителя ЦО должно быть достаточно полномочий для достижения поставленных целей: в частности, он должен иметь право использовать ресурсы, заложенные в бюджет его ЦО.

Создание системы центров ответственности — обязательный этап при постановке бюджетирования в компании.


Какие бывают центры ответственности?

Обычно выделяют 4 или 5 типов ЦО — в зависимости от того, за что именно (затраты, доходы, прибыль и т. п.) отвечает руководитель ЦО. В самом простом случае ЦО — это центр затрат, руководитель которого отвечает за заложенные в бюджет затраты своего подразделения. Или центр доходов — в этом случае руководитель в основном отвечает за выручку, которую принесет компании его подразделение (например, отдел продаж).

Внутри одного центра может выстраиваться иерархия «вложенных» в него ЦО. Например, одна из бизнес-единиц компании — это центр прибыли, а внутри этой бизнес-единицы будут существовать центры доходов и центры затрат, у каждого из которых будет свой руководитель.

Структура центров ответственности идентична организационной структуре компании?

Не совсем. Организационная структура отражает систему управления компанией и иерархию отношений подчинения. Структура центров ответственности (ее иногда называют финансовой или бюджетной структурой) показывает, кто в компании отвечает за достижение количественных показателей, заложенных в бюджет.

Структура ЦО отчасти повторяет организационную структуру компании. Но руководитель отдела или другого структурного подразделения организации может и не быть руководителем ЦО. Например, руководитель казначейства не обязательно отвечает за расходы своего отдела (которые в основном состоят из оплаты труда сотрудников), т. к. за такие расходы может отвечать руководитель более высокого уровня — допустим, финансовый директор. Или, наоборот, в рамках одного отдела продаж может быть несколько ЦО, если за продажи в разных регионах (или по разным каналам) отвечают разные сотрудники или группы сотрудников.

Что еще влияет на структуру центров ответственности?

  • Род деятельности компании и ее бизнес-модель; 

  • Корпоративная культура: в частности, то, насколько топ-менеджмент готов делегировать полномочия нижестоящим руководителям; 

  • Степень децентрализации компании;

  • Разумеется, влияет масштаб операций: у более крупной компании будет больше ЦО и их структура будет более разветвленной;

  • Система мотивации, которая используется в компании.


Как выстроить в компании центры отвественности?

Ждем вас на ближайшем потоке семинара «Бюджет компании»! 

На этом курсе мы также расскажем:

  • Как система центров ответственности помогает осуществить декомпозицию целей компании? 

  • Что такое учет по центрам ответственности? 

  • Что такое принцип контролируемости и как он связан с центрами ответственности? 

  • Какие еще бывают типы центров ответственности?


Подробнее о курсе



20 марта