Эндрю Тайлер о том, что корпоративное образование должно быть максимально прикладным

17 октября

– Какие ключевые тенденции на рынке корпоративного образования сегодня вы бы отметили?

– Ключевая тенденция – это привязка корпоративного образования к решению задач бизнеса. Образовательные программы должны быть максимально приближены к деятельности компании, они должны строиться с учетом конкретной специфики бизнеса, индивидуальных особенностей команды. Это явный общий тренд. Академия PwC занимается обучением физических и юридических лиц. Мы наблюдаем как макроэкономические факторы, например, цифровизация, влияют на развитие бизнеса. Обучение для руководителей должно соответствовать скорости изменений деловой среды. При этом формат образовательных программ может быть разный. Не только онлайн-обучение, но и очное обучение, поскольку онлайн-формат не подходит для сложных тем. Для глубокого погружения в материал важна межличностная коммуникация с преподавателем и группой.

– Скажите, как меняются запросы топ-менеджеров, которые подбирают для себя программу бизнес-образования, и как меняются сами программы?

– Руководители сегодня все чаще обращаются к помощи провайдеров образовательных программ. Они не ищут сами в интернете и других источниках плюсы тех или иных бизнес-школ и образовательных организаций. Они хотят получить оптимальную программу или несколько под конкретные цели топ-менеджмента и компании. Требование клиентов – найти самый подходящий и качественный элемент и обучающий ресурс. Мы агрегируем контент из разных источников, чтобы заказчик не тратил время на выбор эффективной программы. У нас есть масса образовательных программ, для разных уровней сотрудников и сфер их деятельности, например, бизнес-коучинг, курсы по финансовому учету, стратегические сессии, современные технологии управления. Есть профессиональные квалификационные программы (ACCA, СIMA, CIPD, CIA). Большим спросом пользуется программа «Эффективность руководителя», которая делится на индивидуальную и командную. Все тематические курсы направлены на повышение личной эффективности на всех этапах работы – от выстраивания оптимального формата коммуникации до управления конфликтами, от развития навыка эмоционального лидерства до умения вести самые сложные переговоры, от построения эффективного управленческого цикла в своем подразделении или компании до управления временем как в рамках бизнеса, так и в целом в жизни. Курсы проходят в течение одного или нескольких дней либо в форме корпоративного тренинга. Также в Академии PwC есть линейка программ MBA. Например, в рамках программы MBA-Intensive для лидеров бизнеса управленцы могут изучить техники и модели реального бизнеса, параллельно применить новые знания и практики в работе. Курс состоит из шести модулей, в рамках которых топ-менеджеры смогут обучиться построению стратегии бизнеса, финансовому учету, маркетингу, управлению персоналом, личной эффективности, лидерству, и наконец, управлению проектами. Освоив эти навыки, руководитель сможет выстраивать правильные коммуникации с сотрудниками, партнерами, клиентами, принимать изменения в бизнесе и социальной среде. И конечно же, программа MBA послужит отличным инструментом для расширения сети контактов. Обучение динамичное, проходит в формате лекций, мастер-классов, командных и индивидуальных проектов, бизнес-игр. Важно отметить, что весь обучающий процесс основан на практическом опыте глобальной сети PwC.

– Как образовательные услуги могут помочь бизнесу в решении актуальных проблем, задач, вопросов?

– Подбирая программу, мы отталкиваемся от конкретных вопросов бизнеса. Первая наша задача – выяснить потребности компании, которые может удовлетворить обучение. Думаю, ко всем провайдерам сегодня поступа- ет все больше подобных запросов. Не просто составить курсы по определенным темам, а именно подобрать программу, которая нацелена на решение существующей проблемы или задачи.

– А можете привести пример, как это работает?

– Да, конечно. Сегодня много говорят о технологиях, аналитике больших данных, блокчейне, роботах… Топ-менеджеры слышат эти вещи очень часто и задаются вопросом: что это значит для моего бизнеса? Мы помогаем в контексте их деятельности понять, как технологические изменения влияют на бизнес, например, горнодобывающей промышленности. Мы делаем диагностику, изучаем текущую ситуацию и задачи. Смотрим также на готовность руководителей к внедрению изменений. В целом, мы изучаем 4 вектора развития руководителя и команды: навыки, внутренняя мотивация, отношения, поведение. Навыки руководителей, новые технологии в конкретной индустрии, готовность руководителей к их принятию, к изменениям, умение выстраивать сплоченные тесные отношения с людьми. Очень важно, насколько топ-менеджер готов воспринимать другие подходы, отличные от его традиционной модели. И дальше мы предлагаем цифровое решение, набор обучающих элементов, очные форматы, онлайн-обучение. Мы работаем в формате action learning. Строим учебный план для каждого менеджера, чтобы ускорить цифровую трансформацию бизнеса. Это недавно было сделано в рамках одной добывающей компании, сейчас перед нами стоит следующая задача – построить учебный план по каждой функциональной линии бизнеса: маркетинг, финансовая линия, hr-блок, операционный и прочие. Сотрудники каждого направления будут понимать, что для них значат цифровые технологические измене- ния. В этом могут помочь наши программы нового направления «Современные технологии управления», включающие такие темы, как Agile, Дизайн-мышление, Роботизация бизнес-процессов, Интернет вещей и циф- ровизация, Blockchain и другие актуальные подходы.

– А сколько занимает такая масштабная программа по времени?

– Диагностика текущей ситуации – это 2-3 недели, этап выявления потребностей компании – это 2-3 месяца, а создание и внедрение учебных планов – это от 6 до 18 месяцев. Создание учебного плана – самые емкие и важные работы, это в том числе подбор контента, развивающих программ. Они могут длиться и дольше: важно, как сам бизнес будет воспринимать изменения. Можно сказать, что такая комплексная образо- вательная программа в целом очень существен- но повышает эффективность бизнеса? Безусловно, да, но – маленькое «но»: это понятно на уровне ощущений, скажем так. Мы разработали мобильное приложение для клиентов, которое содержит около 60 цифровых онлайн-программ. Сложнее оценить результат и эффективность от подобного инструмента в деньгах, в каких-то числовых показателях. В целом эффект будет заметен через время: через 2-3 месяца становится видно, насколько сотрудники готовы принять новые идеи и жить ими, насколько бизнес-процессы быстро улучшаются. Окончательный же результат заметен через 1-2 года. Это мы обязательно обозначаем нашим заказчикам.

– Вы сказали, что сначала проводите диагно- стику бизнеса на предмет зон для улучшения, роста и повышения эффективности. Потом вы составляете индивидуальный учебный план. Можно ли сказать, что это тенденция – образование с индивидуальным подходом?

– Не совсем так. Да, программы и раньше разрабатывались под конкретные компании и конкретных топ-менеджеров. Тенденция заключается именно в том, что образовательный контент должен теперь обязательно быть направлен на улучшение процессов и рост компетенций сотрудников.

– Как вы считаете, есть прямое влияние бизнес-образования на карьеру менеджера?

– Безусловно. Топ-менеджер должен всегда смотреть вперед, видеть свой рост в перспективе нескольких лет, постоянно развивать себя. Мы как провайдер образовательных программ получаем новые запросы и видим, что все больше руководителей озабочены своим образованием.

– Какие компетенции менеджеров сейчас вы отметили бы как самые важные? Каким должен быть менеджер?

– Топ-менеджер сегодня должен уметь построить сеть контактов не только с внутренними клиентами, но и с коллегами из других компаний, сфер, бизнесов. Топ-менеджер – это человек, который смотрит на все процессы шире своей зоны ответственности. Нужно изучать разные бизнес-модели и практики, чтобы непрерывно улучшать процессы в своем деле. Не менее важная способность – уметь слушать и слышать других. Такой опыт можно получить на корпоративных программах по личностному развитию.

– Технологии меняют многие сферы жизни и переводят услуги в онлайн. Этот фактор стал неотъемлемым?

В процентном выражении образование в онлайн-формате уже теряет свои позиции. Однако интерактив остается популярным элементом для интеграции, технологии позволяют студентам общаться, активно взаимодействовать, несмотря на расстояния. Сегодня участники рынка образования находит баланс между онлайн- и офлайн-обучением. И повторюсь, обучение должно быть прикладным, должно вести к реальным улучшениям бизнеса.

Интервью Harvard Business Review, октябрь 2018 год