Подходы в оценке стоимости бизнеса

Андрей Мочалов

722 просмотра

9 мин.

В каких случаях вам понадобится рассчитать стоимость бизнеса


При продаже 

Для владельца компании очень важно, чтобы он не продал ее по низкой цене, меньше текущей рыночной стоимости. При оценке стоимости компании учитываются не только ее активы, но и потенциальная прибыль, которую она может принести новому владельцу в будущем.

При покупке
Потенциальные покупатели предпочитают избегать рисков и не заключать непрозрачных сделок. Если не изучить все детали, можно столкнуться с убыточным бизнесом и потерять вложенные деньги. Обычно сложности и возможные риски бизнеса отражаются на его цене. Если продавец сомневается в жизнеспособности компании, он может продать ее по цене ниже рыночной стоимости. Также иногда бывает, что компанию продают по средней цене, при этом скрывая возможные проблемы. При оценке компании возможно обнаружение таких проблем. При продаже или покупке определяется рыночная стоимость бизнеса — это та цена, за которую можно приобрести компанию на открытом и конкурентном рынке.

Для оценки эффективности
Понимание стоимости бизнеса позволяет владельцу оценить перспективы его развития, проверить результаты работы и скорректировать производственные и маркетинговые процессы. Оценка поможет увидеть эффективность управления компанией и как быстро она развивается. Если компания растет из года в год, значит, стратегия работает,если нет-ее нужно пересмотреть.

При ликвидации и объявлении банкротства
Если же происходит ликвидация компании, то определяется её ликвидационная стоимость, которая учитывает скидку при быстрой продаже активов. Обычно это цена, за которую активы компании могут быть быстро реализованы.

Какие есть подходы в оценке бизнеса


Метод оценки по активам (затратный подход):
Затратный метод оценки компании показывает ожидаемую сумму денег, которую владелец получит после продажи всех активов и выплаты долгов. Этот подход наиболее подходит для компаний с значительными активами, такими как здания, оборудование и транспортные средства. Однако, если у компании мало таких активов, оценка стоимости бизнеса может быть недостоверной.

Методы относительной оценки (рыночный подход):

  • по сравнимым компаниям;
  • по сравнимым сделкам.

Рыночный метод оценки основан на информации о ценах на аналогичные компании. Сравнительный подход считается наиболее достоверным и часто используется, если на рынке доступна информация о конкурентах.

Методы прямой оценки, основанные на оценке денежных потоков (доходный подход):

  • дисконтирования денежных потоков;
  • добавленной рыночной стоимости;
  • отдачи денежного потока на инвестированный капитал.

Доходный метод оценки опирается на прогнозируемую прибыль компании в будущем и поэтому наиболее подходит для компаний, которые находятся в стадии роста. Этот подход учитывает возможные риски бизнеса и инфляцию.


Согласование подходов


Стоимость предприятия может быть почти одинаковой или отличаться в каждом из этих подходов. После оценки трех подходов следует проанализировать преимущества и недостатки каждого из них для компании, а также определить значимость, которую мы придадим каждому из этих подходов.

Например, если у компании много дорогостоящих активов и ее показатели деятельности средние или низкие, то большее значение разумно будет придать затратному подходу. Если же компания стабильно увеличивает доход в течение нескольких лет — доходному подходу. А если на рынке существует много аналогичных компаний и доступны данные о них — рыночному.


Узнайте больше о подходах в оценке бизнеса на практическом семинаре «Оценка стоимости компании». Семинар нацелен на обучение участников нюансам оценки бизнеса и на закрепление теоретических знаний использованием сквозного практического задания (построением модель оценки в MS Excel).


12 февраля